Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Актуальные детерминанты реализации стратегии экспорта российского образования – эксперт СКИ РАНХиГС

Экспертное мнение завкафедрой Северо-Кавказского института – филиала РАНХиГС, эксперта Рособрнадзора Валерии Братковой.

Российская система образования, еще с советского периода, имеет давние традиции по привлечению иностранных студентов. Но по сравнению с тем периодом количество иностранных студентов, обучающихся в РФ выросло, и данная тенденция наблюдается и сейчас. По данным Минобрнауки около 355 тыс. иностранцев получает образование в российских университетах в этом году, что больше по сравнению с прошлым годом на 4 тыс. человек. Но надо отметить, что условия конкуренции для иностранных абитуриентов в последние годы изменились. В настоящий момент вузы развитых стран уделяют большое внимание расширению экспорта образовательных услуг и рассматривают образовательную миграцию как важную детерминанту внешней политики. В последние годы достаточно большое количество молодежи используют академическую мобильность как способ получения достойного образования.

Помимо экономической составляющей существует и политическая сторона международной академической мобильности. Она проявляется в том, что укрепляются международные связи с помощью иностранцев – выпускников российских вузов. Кроме того, иностранные студенты, которые получили образование в России, получив профессиональные умения и навыки, владеют языком и понимают русскую культуру. В образовательные программы в качестве обязательных базовых дисциплин включены такие как «История России», «Основы российской государственности» и т.д., которые содержат большой объем информации о России, о ее роли в мировом сообществе в разные периоды времени, что становится инструментом «мягкой силы».

Российские вузы обладают значительным потенциалом для дальнейшего развития экспорта образования и для привлечения иностранных студентов. Достаточно важной составляющей российского образования являются инновационные методы, внедрение решений таких практических задач в учебный процесс, как проектная деятельность. Практически во все учебные планы всех направлений подготовки внедрены дисциплины, связанные с проектной деятельностью.  Вузы активно взаимодействуют с работодателями и стремятся получить от них перечень тех проектов, которые они считают актуальными, которые они считают востребованными рынком, и к решению которых могли бы приобщиться и студенты. В проектная деятельность необходимо погружать студентов начиная буквально со второго курса, потому что она является сквозной и должна трансформироваться в дальнейшем на выпускных курсах в какой-то серьёзный проект. Именно поэтому ведущие вузы, такие как РАНХиГС, реализуют программу «ВКР в виде стартапа». Эта и есть практикоориентированное инновационное обучение. В связи с этим необходимо развивать предпринимательские компетенции и самих преподавателей, потому что руководителем и координатором выпускной квалификационной работы всё же является преподаватель.

Правительство РФ еще в 2018 году в Федеральном проекте «Экспорт образования» ставило задачу «…увеличение в два раза количества иностранных граждан, обучающихся в образовательных организациях высшего образования, а также реализация комплекса мер по трудоустройству лучших из них в Российской Федерации». А это, несомненно, будет способствовать повышению академической привлекательности российских вузов, увеличению объёмов средств, полученных от экспорта российского образования (по прогнозным показателям —  более чем в пять раз, до 373 млрд рублей к 2025 году), а следовательно, и  росту отечественной экономики.

Предыдущая запись
Следующая запись