Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Эксперт СКИ РАНХиГС рассказала о трендах развития высшего образования

Президент России подписал указ о запуске пилотного проекта по изменению уровней профессионального образования. Основанием явился Указ Президента РФ «О некоторых вопросах совершенствования системы высшего образования» (от 12.05.2023 №343). Пилотный проект по совершенствованию высшего образования будет продолжен в 2023/24 и 2025/26 учебных годах. По словам Министра науки и высшего образования РФ Валерия Фалькова, повсеместный переход на новую систему высшего образования в России запланирован на 2025 год. Предполагается два уровня высшего образования: базовое высшего образования со сроком освоения — от четырех до шести лет и специализированного со сроком освоения программ магистратуры — от одного года до трех лет в зависимости от направления, а также уровня профессионального образования – аспирантуры.

«Говоря о трендах в системе высшего образования, нельзя не сказать о процедуре аккредитационного мониторинга.  Аккредмониторинг проводился впервые, в нем приняли участие 43 700 образовательных организаций всех уровней, в том числе 1398 вузов и их филиалов. Трудности, с которыми столкнулись вузы связаны, прежде  всего с заполнением практически каждого показателя, что  требовало дополнительных разъяснений. Специалисты Рособрназдора проводили многочисленные вебинары и консультации, чтобы снять эти вопросы и недопустить неправильного толкования Приказа от 24.04.2023 № 660/306/448 «Об осуществлении Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, Министерством просвещения Российской Федерации и Министерством науки и высшего образования Российской Федерации аккредитационного мониторинга системы образования». В настоящее время  (срок был до 25 января 2024 г.) завершена  обработка всех материалов, предоставленных вузами в ходе аккредмониторинга и  до 1 мая вузы должны получить рекомендации по его итогам», — заведующий кафедрой экономики и финансового права Валерия Браткова.

Так же, по мнению эксперта, нельзя не отметить разработку макета ФГОС ВО четвертого поколения. В мае 2023 года Минобрнауки России представил модель макета ФГОС ВО и новую структуру. Согласно данному документу, вводятся четыре  вида компетенций: универсальные, базовые (для всего УГСН), общепрофессиональные (по направлению подготовки или специальности) и профессиональные (для конкретной образовательной программы). Предполагается, что новый ФГОС ВО позволит выстроить индивидуальные образовательные траектории для студентов, а также получать несколько квалификаций сразу.

«Конечно, на данный момент вопросов еще остается много – как будут обновлено содержание компетенций с точки зрения будущей профессиональной деятельности выпускников, принципы формирования ОП с получением нескольких квалификаций, , а также  особенности организации образовательного процесса и итоговой аттестации и т.д. Но на 2024 год уже запланированы вебинары, в рамках которых будут даваться разъяснения», — заключила заведующий кафедрой экономики и финансового права Северо-Кавказского института – филиала РАНХиГС Валерия Браткова.

Предыдущая запись
Следующая запись