Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Профессор СКИ РАНХиГС: Наставники ускоряют подготовку квалифицированных кадров

В условиях современных глобальных вызовов, обусловленных созданием санкционных барьеров для России, все чаще высказывается тезис о необходимости достижения технологического суверенитета. При этом главной ценностью и мощным фактором конкуренции национальной экономики выступают высококвалифицированные кадры.

Как отметил президент России Владимир Путин на открытии Года педагога и наставника, подготовка высококвалифицированных кадров и внедрение технологий наставничества являются вопросами будущего.

По мнению профессора Северо-Кавказского института – филиала РАНХиГС Светланы Алиевой, особенно это касается обучения специалистов рабочих профессий. «Их недостаток может стать серьезной проблемой для обеспечения технологического суверенитета. Поэтому потребуется создание механизмов компенсации дефицита рабочих кадров в этих направлениях: модернизация существующих образовательных программ и разработка новых, массовое повышение квалификации   имеющихся кадров, а также обучение молодых специалистов», — комментирует эксперт.

Для того, чтобы обеспечить максимально быстрое вхождение новых сотрудников в организацию и довести профессиональные навыки до необходимого уровня, по мнению Светланы Алиевой, необходима тщательно продуманная и организованная работа. Наставническая деятельность происходит по отношению к разным сторонам профессиональной деятельности: в одном случае нужно приспособиться к определенному ритму работы, условиям труда, психическим и физическим нагрузкам,  в другом – к новому социуму и управленческим отношениям, в третьем – к содержанию трудовой деятельности, характеру трудового процесса, к особенностям выполняемых действий и др. Помимо помощи в овладении профессией и приобщения к организации, наставник является инноватором, консультантом, партнером, психологом. Как можно заметить, это сложная деятельность, требующая серьезной предварительной работы.

«Для подготовки молодых специалистов к вхождению в профессиональную среду, наставничество уже достаточно давно доказало свое преимущество в производственных коллективах и получило широкое распространение. Сегодня оно не только не теряет своей актуальности, но и в настоящее время приобретает популярность, лишь изменив свой контекст и приобретя новые черты. Его особенностью является постепенный уход от административно-воспитательной стратегии и приобретение новых контуров. Для этого необходимо создавать и поддерживать условия, обеспечивающие интерес к работе: тщательно подбирать задания, чтобы они были увлекательными и одновременно формирующими необходимые навыки, привлекать к наставнической деятельности лучших профессионалов, создавать эффективную систему мотивации для наставников. Это в значительной степени согласуется с проектом «Профессионалитет», который, как отметил Президент должен существенно расширить свои задачи, создавая образовательно-производственные кластеры, обновляя учебную базу и формируя образовательные программы в соответствии с запросами экономики», — профессор Северо-Кавказского института – филиала РАНХиГС Светлана Алиева.

Предыдущая запись
Следующая запись