Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Профессор СКИ РАНХиГС о подготовке кадров для достижения технологического суверенитета

Экспертное мнение профессора Северо-Кавказского института – филиала РАНХиГС Светланы Алиевой.

Президент России Владимир Путин назвал создание экономики, обладающей полной технологической независимостью, одной из главных задач на ближайшую перспективу. Отсутствие необходимых технологий, нехватка комплектующих для многих производств, сложность их перевозки на европейском направлении, с одной стороны создают значительные сложности для развития экономики, а с другой  —  открывают новые возможности, реализация которых  предусмотрена в концепции технологического развития до 2030 года. Финансовая поддержка, как заявил М. Мишустин, будет осуществляться за счет грантов.  Однако ни одно производство не будет работать без людей, ни одна технология не  сможет реализоваться без их участия. Поэтому на повестке стоит задача подготовить соответствующие кадры. В первую очередь потребуются специалисты по искусственному интеллекту, нанотехнологии, робототехнике.  По мнению вице-премьера Т. Голиковой, по скромным подсчетам для достижения технологического суверенитета на ближайшие 5 лет нам потребуется около миллиона специалистов. В связи с чем необходимо усилить меры по созданию необходимых для этого условий: повысить минимальный размер оплаты труда, популяризировать эти профессии, развивать систему образования, разработать новые подходы к проведению профориентации школьников и многое другое.

В этом плане большое значение имеет федеральный проект «Передовые инженерные школы», который реализуется в рамках государственной программы «Научно-технологическое развитие Российской Федерации». Его основная направленность  — подготовка инженерных кадров для высокотехнологичных отраслей. Заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации Дмитрий Афанасьев отметил, что «Министерство как регулятор будет использовать опыт передовых инженерных школ для формирования рамок будущих федеральных государственных образовательных стандартов». 

Другой федеральный проект «Профессионалитет» ориентирован на подготовку специалистов среднего звена с учетом интересов конкретных предприятий в кадровом обеспечении. Вместе с тем сегодня нужны не просто хорошие менеджеры, инженеры и рабочие, но прежде всего люди с новым мышлением, обладающие промышленно-ориентированными компетенциями, способные к инновационным преобразованиям в условиях промышленной революции и эпохи цифровизации.

Предыдущая запись
Следующая запись