Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Зияраты

Зиярат Абдул-Вахаба-Хаджи (с.Терское)

                 Зиярт имени Абдул-Вахаба-Хаджи расположен на кладбище с.Терское. В 2004 году зиярт был реставрирован по просьбе Куркаева Шаму, наследника священнослужителей.
                 Абдул-Вахаб Куркаев родился в 1858 году в семье Къуркъи из тейпа зандакъой, в селе Старый-Юрт. В это село его предки переселились из родового аула Зандак. В начале 1880-х годов Куркаевы поселились в селе Терское.
                 В 70-е годы Абдул-Вахаб обучался в арабской школе Усмана-Хаджи из Аллероя, а в 1880 году он совершил Хадж в Мекку.
                 В конце 19 века Абдул-Вахаб стал шейхом накшбандийского тариката и получил суфийское прозвище Али.
                 Скончался в 1904 году и похоронен на кладбище села Терское, где по сей день стоит зиярт его имени.

Зиярт Докку-Шейха Шаптукаева (с.Толстой-Юрт)


                 Докку — Шейх (Абдул — Азиз Шаптукаев) родился в 1838 году в с.Толстой-Юрт (Девлетгири-Эвла). В народе Абдул-Азиз получил прозвище Докку-шейх. Предки его отца Шаптуки прибыли сюда из Зандака. С детства он обучался арабской грамоте в медресе с.Энгель-Юрт. Устазом Абдул-Азиза был религиозный просветитель Элах-Мулла.
                      После ареста Эллах-муллы, Аьдул-Азиз стал продолжателем его религиозного пути. По обвинению в пособничестве абреку Зелимхану, авлия был сослан в Калугу, откуда он вернулся живым, в отличие от многих арестантов из Чечни.
                      Однажды к нему из села Ташкичу (Аксай, Дагестан) приехали два религиозных деятеля того времени – Апти-Шейх и Абдул-Вахаб Дидимов. Они передали Докку-Шейху перстень его наставника и на словах передали просьбу Элаха-муллы принять  ранг шейха-проповедника, на что Докку-Шейх ответил отказом. Но гости не могли принять такой ответ, потому что завещание нельзя изменить или пренебречь им. Таким образом, Докку-шейх начал проповедническую деятельность.
                      Докку-Шейх был простым и неприхотливым человеком по отношению к мирской жизни, а в духовных делах – требовательным ко всем, в первую очередь, к себе.
                      При жизни Докку-шейх был дружен с Баматгири-Хаджи из села Автуры. Они умерли в один и тот же день – 13 сентября 1914 года.
     Зиярт Докку-шейха стоит на месте его захоронения в селе Толстой-Юрт.

Зиярат Эллах-Муллы (с.Чанти-юрт-Терское)

                 Эллах — Мулла Батыров (Вокха молла). Родился в с.Пседах в 1836 году. Позднее переселился в Чанти — юрт. Энгеной. Накшбандия. Мюрид Абу — шейха, им же посвящен в шейхи с правом передачи. Известный религиозный авторитет, посвятивший в шейхи Дени – шейха, Докку-шейха. В1858 году Эллах — молла возглавляет «Мехк Кхел» и это в возрасте 22 лет!
                 В 1884 году по ложному обвинению был арестован и сослан на 10 лет. С ним был его мюрид — Мутуш из Кень — юрта. По его свидетельству, Эллах — молла ушел из жизни в 1885 году, будучи на пароходе, во время этапирования к месту ссылки. Погребен в волнах Черного моря. Символическая могила в с. Чанти – юрте.
                 Дед Дени — Шейха и отец Эллах — моллы были братьями. Дочь Эллах — моллы Зайнап
была замужем за Докку — Шейхом.

Зиярат Дени-Шейха Арсанова (с.Кень-Юрт)

                 Шейх Дени Арсанов (1851-1917 гг.) (да будет доволен им Аллах) — глава крупнейшего религиозного братства Чечни и Ингушетии — Тариката Накшбанди, выдающийся общественно-политический деятель Северного Кавказа конца 19-начала 20 вв. В Чечне его помнят как Шейха-провидца, миротворца и мудреца.  Дени Арсанов и сегодня – один из почитаемых «Авлия» (араб. «любимец Аллаха», в чеченском смысле — «Святой») в Северокавказском регионе и далеко за его пределами.
                 Дени Арсанов (да будет доволен им Аллах) всю жизнь проявлял милосердие к нуждающимся, раздавал милостыню, строил мосты и дороги. Родовое село Дени Шейха (да будет доволен им Аллах) — Кень-Юрт.
                 Зиярат Дени Арсанова (да будет доволен им Аллах) находится в селе Кень-Юрт. В течение своей жизни Шейх не раз менял место жительства, жил в Грозном и селах республики. Его дома всегда были открыты для бедных, они находили в них теплый прием.

Зиярты с.Виноградное

Зиярт Мани-Шейха

                 Зиярат Мани-шейха был основан в 1924 году. С тех пор его восстанавливали несколько раз – в 1956 и 1986 годах. А в 2009 году он реставрирован по поручению Главы ЧР Рамзана Кадырова, при поддержке РОФ имени первого Президента ЧР, Героя России А.А.Кадырова.
                 Мани-шейх (Мухаммад Назиров), харачоевец по тейпу – один из почитаемых и уважаемых авлия. Он родился в 1840 году в селе Цоцин-Юрт в семье кузнеца Назархи. Дед Мани-шейха Мухаммад (в честь деда и назвали внука), с двумя сыновьями — Назархой и Вазархой, покинув родные места, переселился из горного Харачоя на равнину (Бачи-Юрт). Но там они задержались недолго и перебрались в Цоцин-Юрт, где и осели.
                 Потомственным фамильным ремеслом у этой семьи было изготовление и ковка оружия, кинжалов, мечей и изделий других видов. Более того, они владели мастерством отливки металла из руды, и была у них открыта частная кузница, которая приносила хороший доход. В выборе труда потомок известных в своем деле мастеров – Мани-Шейх, последовал примерам своих предков и в раннем возрасте освоил кузнечное ремесло. Несмотря на то, что он был единственным ребенком в семье, Мухаммад не был избалован родителями и не боялся жизненных трудностей. Несколько лет Мани изучал каноны ислама, читал Коран наизусть, но в других областях не был грамотен.
                 Духовное обогащение получил от своего учителя Ибрагим-шейха из Аргуна. Встреча будущего просветителя ислама со своим устазом стала очень примечательной и основополагающей.
                 Однажды к Назархе с заказом кинжала обратился Ибрагим-шейх (Иба). Увидев маленького мальчика (Мухаммада), помогающего своему отцу, шейх его попросил изготовить кинжал. Потом они стали дружить семьями. И с этого начался религиозно-просветительский путь Мухаммада Назирова. Со временем Ибрагим-шейх передает ему право распространять слово Аллаха и призывать на путь истины людей. После этого он получил прозвище Мани и нарицательное имя – шейх. Был в очень хороших, теплых отношениях с Iовдой (Баматгири-хаджи) из Автуров.
                 В конце 19 века Мухаммад Назиров переселился в село Виноградное и начал распространять кадарийский тарикат в Притеречье. А в 1907 году он переехал в село Знаменское и последние семнадцать лет своей жизни провел там. В Надтеречье у него много последователей.
                 Скончался Мани-шейх в 1924 году в Знаменском, где мюриды и решили похоронить его. Но сын авлия сказал, что сам Мани-шейх завещал похоронить его на своей усадьбе в Виноградном, что они и сделали. И на сегодня воздвигнуты два зиярата Мани-шейху – в сёлах Знаменское и Виноградное.